Меню
16+

Сетевое издание «Хивские вести»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Учителя и наставники – это основа любого общества

Роль педагога в современном обществе значительна потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества.

Сегодня представляем вашему вниманию рассказ «ГОРДОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИНАСТИИ» Бесханум Исмаиловой о педагоге – наставнике Шамсудине Рамазанове, наследнике участника ВОВ Жамалудина Рамазанова, уроженца с.Кувиг.

На родовом древе

есть много ветвей.

На каждой из них

Судьбы многих людей…

Но я расскажу

о династии той,

Где званьем УЧИТЕЛЬ

гордятся душой!

Мир профессий прекрасен в своём разнообразии! Но когда профессия становится достоянием династии, то этим можно гордиться! В нашей семье именно профессия учителя стала призванием для четырёх поколений.

Итак, позвольте мне начать свой рассказ.

В августе 1914 года в небольшом горном селении Кувиг Хивского района в семье крестьянина Рамазана родился сын. Ему дали красивое имя – Жамал, что в переводе с арабского означает «красивый борец за свободу и независимость».

Еще никто тогда не знал, какая удивительная и сложная судьба ждала этого мальчика, родившегося в то тяжёлое время, в годы, когда Россия вступила в Первую мировую войну. Шла череда военных событий.

Сейчас трудно дать односложную оценку тем событиям и тому времени. Но невозможно отрицать, что это время было для горцев временем больших перемен и ожиданий.

В это непростое время, как мы уже говорили, родился Рамазанов Жамал Рамазанович. Он был старшим из трех детей. Отец его умер, когда Жамалу едва исполнилось семь лет. Теперь старшим мужчиной в семье был маленький Жамал. Он помогал матери, чем мог: работал в поле, носил дрова, смотрел за младшими, ухаживал за скотом… В те времена дети трудились почти наравне со взрослыми. Кроме работы по хозяйству, Жамал очень любил изучать всё новое, был любознательным и очень смышленым мальчиком. Тогда в горах школы только начинали строить, в его родном селе не было школы.

Иногда по хозяйским делам он с взрослыми односельчанами приезжал в Дербент. Там он впервые увидел книги, газеты и читающих людей. Жамал тоже захотел научиться читать и писать, это стало его мечтой. Ведь грамотных людей тогда было немного. Но Советская власть уже вела борьбу с безграмотностью, строила повсеместно школы. Постепенно и в горных сёлах стали появляться одна за другой сельские школы. Так как сёла в горах рассыпаны, как звезды на ночном небосклоне, невозможно было построить школы во всех населённых пунктах. Ближайшим селом, где была школа, стало селение Ляхла Хивского района. Именно туда пошёл учиться Жамал и его сверстники. Также в это село приходили учиться дети и из других сёл: Думурхиль, Уртил, Арик, Урга, Вертил, Кувиг… Учителей в школе не хватало. На помощь горцам пришли русские учителя, которые, по моему мнению, совершали нравственный подвиг! Ведь они приезжали работать в совсем незнакомые им сёла и города!..

Дедушка всегда с большой любовью и огромным уважением вспоминал своих первых, русских учителей!

Видя пример такого беззаветного труда, было неудивительно, что Жамал тоже решил стать учителем. Обучать людей грамоте из одного села в другое Жамал шёл пешком, так как транспорта не было. Путь был длинный и нелёгкий, особенно тяжело было идти осенью и зимой, потому что дорогу размывало. Конечно, нам теперь этого не понять… Люди в те времена были намного выносливей и терпеливей, чем сейчас. Тяга к знаниям была огромной, ничто не могло им помешать идти в школу, даже плохая погода. Наверное, поэтому поколение наших дедов было несравненно грамотнее поколения их правнуков.

Так шли годы. Пришло время Жамалу жениться. Мама нашла ему невесту из своего же села. Надо отметить, что Жамал был завидным женихом: высокий, красивый, зеленоглазый, да ещё и образованный! Гевхер, что значит «жемчужина», согласилась выйти за него замуж. Это была горянка, всем на удивленье, трудолюбивая, скромная и очень умная. В 1939 году, в возрасте 25 лет, дед пошёл на войну с белофиннами, а через год вернулся в родное село и продолжал работать учителем.

Когда началась Великая Отечественная война, моему дедушке было 27 лет и было у него двое детей: дочь и сын. На фронт он поехал добровольцем, держа Красное знамя своей Родины. А воевал он в блокадном Ленинграде, командовал танковым взводом, был отличным танкистом. Когда войска нашей русской армии прорвали немецкую блокаду, они пошли в нападение. Стойкость и мужество всей дивизии были настолько велики, что она одержала победу в бою за немецкий город Ротенберг, уничтожая все вражеские танки на своём пути. Здесь мой прадед получил первое ранение в левую ногу и попал в госпиталь, где ему ампутировали ногу, после чего в 1943 году его отправили домой.

Это стало огромным ударом для совсем ещё молодого человека. Мне даже представить трудно, что чувствовал мой дедушка, в столь молодом возрасте потерявший ногу…Но он не сломился, так как был человеком сильной воли и крепкого духа! Он не отчаялся, не сломился под тяжестью своей судьбы, не бросил любимую работу! Он продолжил работать в селении Кувиг, всё также шёл пешком каждый день на работу. Но теперь он шёл с протезом ноги и тростью. Каким сильным характером и внутренней самоорганизацией надо было обладать, чтобы в таких условиях продолжить не то что работать, а просто ЖИТЬ!

И он жил, и работал, и растил детей…После войны у Жамала родились еще двое замечательных детей. На войне без вести пропал его родной брат. Суровые были законы. Но те же законы гор обязывали родственников погибшего позаботиться о сиротах. Так как Жамал был единственным братом погибшего, детей на воспитание взял именно он. Представляю, как им было тяжело тогда. Время шло, семья становилась больше, Жамал продолжает добросовестно работать в школе. Дедушка приучал своих учеников трудиться с самых ранних лет, кроме того он привил своим детям любовь к учёбе. За время многолетней работы в школе дедушкой было выпущено несколько десятков учеников, которые стали благородными людьми. Среди них много врачей, учителей, полицейских, инженеров, учёных. Несмотря на все тяготы жизни, я никогда не слышала в рассказах от папы о дедушке слова жалости к себе или жалобы на несправедливость жизни, или что-то в этом роде.

В 1955 году, в возрасте 41 год, мой славный дедушка Жамал умер. Информация о нём есть на сайте «Подвиг народа» в архивах Министерства обороны СССР. За героический подвиг Жамал был награждён орденом Красной звезды. Вот она — история одной семьи — история всей России. К великому сожалению, все документы, наградной материал и другие ценности унёс из дома Жамала сильный пожар. Это неописуемо печально! Все тягости жизни легли на плечи хрупкой Гевхер, моей бабушки. Смело могу сказать, что бабушка воспитала достойных детей, двоих мальчиков и двух девочек. Обе дочери — скромные горянки, хорошие хозяйки и матери, трудолюбивые и умелые ковровщицы.

Я считаю, что главное, чему дедушка научил своих сыновей как учитель — это умение и желание учиться. Раз речь зашла о сыновьях, я должна вам коротко рассказать о них. Старший сын, Сиражудин Джамалудинович, мой дядя, настолько поразил учителей села Хив своими умственными способностями, что сразу был переведён из 1 класса в 4-й, с 6 класса по 10 класс он учился в интернате города Избербаш, куда ходили дети ветеранов Великой Отечественной войны. В свои мальчишеские 16 лет он уехал в Москву учиться. В 1957 году дядя Сиражудин поступил в Московскую ветеринарную академию имени Скрябина. В 1962 году он её закончил и стал работать ветврачом в Хивском совхозе. В 1968 году его назначили директором Хивского совхоза, где он проработал 5 лет. С 1973 по 1976 он учился в аспирантуре при Московской ветеринарной академии имени Скрябина. После окончания этой аспирантуры с 1976 года по 1986 год он стал работать преподавателем на кафедре акушерства в ДСИ в городе Махачкале. В 1986 году дядя Сиражудин уехал в Казахстан и работал в Уральском сельскохозяйственном институте тоже на кафедре акушерства. Проработал он там 5 лет. В 1992 году дядя переехал в Дербент и устроился на работу в филиалах ДГУ и ДГПУ преподавателем биологии, латинского языка, физиологии биологического и химического факультетов. Работал он до 2012 года. На пенсию дядя вышел, когда ему было 72 года, будучи профессором, доцентом кафедры и кандидатом сельскохозяйственных наук. Все три дочери Сиражудина Джамалутдиновича тоже пошли по стопам отца. Старшая дочка, внучка Жамала, Эльмира Сиражудиновна Османова, работает филологом в МБОУ «СОШ№26» города Махачкалы. Вторая внучка, Лейла Сиражудиновна, проработала математиком в МБОУ СОШ №6 города Дербента всего лишь 7 лет, уйти из которой пришлось по семейным обстоятельствам. Третья внучка, Зарема Сиражудиновна, тоже ушла с педагогического поприща, проработав 5 лет учителем английского языка в селе Чинар. Две правнучки Жамала Рамазановича, внучки Сиражудина Джамалутдиновича, тоже работают в школе учителями. Велиева Сабина Минатуллаевна работает учителем начальных классов в лицее № 14 города Каспийск. Раджабова Ханум Минатуллаевна — учитель начальных классов в МБОУ СОШ№8 города Дербент.

Второй сын Жамала, Шамсудин Жамалович, мой отец — человек, который всю свою жизнь посвятил покорению крепости царицы наук — математики. По его стопам пошла и я, внучка дедушки Жамала, став учителем начальных классов.

Шамсудин Жамалович — мой любимый мэтр и наставник. Прошлой весной случилось самое страшное, невосполнимое: я потеряла своего славного, умнейшего отца. С ним как будто от меня всё ушло, смылись все краски жизни. У меня нет подходящих слов скорби, чтобы выразить свою тоску по отцу, мне его очень не хватает, не хватает его советов по работе, мудрых мыслей и светлой улыбки. Передо мной всегда его красивые, умные зелёные глаза. Мечтаю увидеть папу хотя бы во сне. Его любили и уважали все, кто знал. Больше всего на свете папа любил собирать всех своих детей (их у него шестеро), внуков (а их у него четырнадцать) и рассказывать разные истории, особенно о подвигах своего отца, моего дедушки Жамала. Очень любил давать мудрые наставления. Благодаря моему папе все его дети прекрасно знают историю своей родословной. Не каждый из нас настолько велик, чтобы перед ним склонилась сама история, но всякий человек способен трудиться, чтобы изменить ее хотя бы немного, что, на мой взгляд, Шамсудин Жамалович, как учитель от Бога, сделал, обучив немалое число людей математике, прославив весь Южный Дагестан успехами своего упорного и созидательного труда.

Тут же невольно вспоминается история, как отец сам, будучи слушателем курсов, возмущённый вскочил с места и крикнул: — « Вы что делаете? Да ведь ваш ученик уснёт, пока вы это ему объясните!» Он тогда сам вышел к доске и написал решение задачи всего лишь в две строчки, тогда как до него задачу расписывали на всех трёх створках школьной доски. На кафедре математики папе говорили: «Чему мы можем научить Вас, Шамсудин Жамалович? Ведь это нам есть чему у Вас поучиться!»

Шамсудину Жамаловичу отправляли олимпиадные задания даже из МГУ, Турции, Украины. Наверное, не было такой задачи, которую он не смог бы решить. Ежегодно его портфолио пополнялось грамотами за подготовку победителей и призёров городских, республиканских и всероссийских очных олимпиад.

Папа очень щедро делился своей методикой преподавания со своими коллегами, он был учителем учителей. К нему за помощью в решении задач обращались не только математики, но и физики, и химики. Совсем недавно я наткнулась на записи отца, где он от А до Я расписал секреты своего успеха на уроках. Их я читала на одном дыхании. Это клад для любого учителя. О сыновьях дедушки Жамала писали в газетах и журналах. Шамсудин Жамалович – Отличник народного образования РД, Заслуженный учитель РД, Почётный работник народного образования, учитель- методист, призёр гранта президента РФ, лауреат Международной Соросовской премии. Её получают только те учителя, которые набрали наибольшее число голосов в результате анкетирования студентов вузов, завоевали любовь, уважение и хорошие отзывы учеников и их родителей. В 1971 году его имя было опубликовано в известном журнале «Квант», как студента, успешно решившего олимпиадные задачи. Шамсудин Жамалович в течение 45 лет с 1974 года по 2019 год достойно, красиво, великодушно, неустанно, бескорыстно и с огромной любовью к своей Родине осуществлял наставническую деятельность. Он обучил математике не только учеников, но и всех своих детей, племянников и родственников. В 2006 году награжден почетной грамотой «Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации» от министра образования и науки Российской Федерации А.Фурсенко.

В 2018 году 8 июля в «День семьи, любви и верности» был награждён медалью «За любовь и верность» и грамотой от министра труда и социального развития Республики Дагестан Р.Ибрагимова. Мои родители, Рамазанов Шамсудин Жамалович и его супруга -Рамазанова Мухлиса Магомедовна, прожили в мире и согласии 47лет, получили известность среди сограждан крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности. Эту награду они получили в результате опроса жителей города Дагестанские Огни.

С большой гордостью и ликованием заявляю о том, что ежегодно Шамсудин Жамалович готовил победителей и призёров городских и республиканских олимпиад по математике. В 1997-1998 учебном году Кусиев Магомед — победитель Республиканской олимпиады по математике. В 1998-1999 учебном году Кусиев Магомед — победитель Республиканской олимпиады по математике. В 1998-1999 учебном году Кусиев Магомед — победитель международной соросовской олимпиады по математике. Безусловно, такой учитель будет вечно жить в народе!

Я тоже внучка Жамала Рамазановича, Исмаилова Бесханум Шамсутдиновна, работаю учителем начальных классов в МБОУ «СОШ№20» г. Дербент уже 20 лет. Стать учителем я решила ещё в детстве. Немаловажную роль в моём выборе сыграл мой отец, Шамсудин Жамалович, своим ярким профессионализмом и удивительным талантом. Ежегодно участвую в мероприятиях (открытые уроки, доклады, мастер-классы, семинары, конференции) по обмену педагогическим опытом, в ходе которых осуществляется работа по презентации, продвижению, оценке. Я являюсь Победителем конкурса «Науки юношей питают» в номинации «Педагогическое мастерство учителя. Педагог-куратор». Имею благодарственное письмо за заслуги в области образования и многолетний добросовестный труд от Члена Комитета по образованию и науке, члена – корр.РАН, профессора, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г.К. Сафаралиева. Получила благодарность от Министерства по национальной политике и делам религии РД за подготовку Победителя 4 этапа ДМПП «Мой Дагестан» 2021г в номинации «Традиционное ремесло моего края».

На ХVI Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодёжи «Национальное Достояние России» в городе Москва, я стала Абсолютным Победителем и была награждена нагрудной медалью «Золотой знак отличия». 11 февраля 2023 года я приняла участие в Конкурсе «Науки юношей питают» с методической разработкой на тему: «Креативное или критическое мышление как одно из приоритетных направлений формирования функциональной грамотности» и заняла 2 место в номинации «Педагогическое мастерство учителя. Педагог-новатор». Правнучка Жамала Рамазановича Исмаилова Амина заняла достойное lll место во втором Всероссийском конкурсе национальных видеороликов «Мы» в номинации «Репортажи» категория «Любители». Её артистизм оценивали артисты и актёры России, основатель онлайн-кинотеатра «0+», шеф-редактор Первого национального канала. Торжественная церемония награждения победителей проходила 18-19 ноября 2022 года в городе Тюмени на этнофоруме «Мы».

Также Амина заняла II место в Республиканском конкурсе исследовательских работ обучающихся «Мы дружбой народов сильны» на тему «Дагестанцы-участники специальных военных операций в Сирии и на Украине». О заслугах внуков и правнуков дедушки Жамала можно говорить бесконечно. Продолжая тему, хочу отметить, что в настоящее время учителями в школе работают четыре внучки и две правнучки дедушки Жамала. Сефижат — ещё один педагог из нашей династии, внучка Жамала, работает в селе Хучни учителем географии вот уже 32 года. Фарида, родная сестра Сефижат, тоже работает учителем математики в МКОУ «Джульджагская СОШ». Стаж её работы составляет 30 лет.

PS. Учитель прикасается к вечности, никто не может сказать, где кончается его влияние.

Как же точно эти слова выражают суть этой профессии из самой глубины педагогической нивы. Конечно, если подробно описывать жизнь и рабочие будни каждого учителя нашей династии, придётся написать целую книгу или даже несколько книг. Но я решила подробно рассказать о своём дедушке Рамазанове Жамале Рамазановиче, человеке, которого, несомненно, можно назвать «Гордостью педагогической династии»! Этот человек, учитель с твёрдым характером и невероятной судьбой, прожил короткую, но достойную подражания жизнь, оставив после себя сияющий след, добрую память и светлые воспоминания! Ведь именно с него началась в нашей семье педагогическая династия, которой в общей сложности 222 года! Надеюсь, что учительская династия нашей семьи будет ещё долго продолжаться и достойно выполнять свою нелегкую и очень важную работу! Педагоги из нашей династии постоянно учились и учатся прильнуть к горным источникам педагогических знаний, взращивать в себе благородство и великодушие, закалять себя в самоотверженной преданности, радоваться жизни, чтобы суметь выдать обществу умных, успешных, смелых, ценных людей с высокими моральными и фундаментальными ценностями. Учитель воспитывает героев и профессионалов времён. Именно от учителя зависит, какой будет молодёжь, а значит и страна!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9